ПОДРОБНО О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА: правовые основы, экономические, организационные и прочие последствия - НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ


Перейти к контенту

Главное меню:

ПОДРОБНО О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА: правовые основы, экономические, организационные и прочие последствия

Принят Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которому с 1 января 2014 года хорошо знакомая нам с 1997 года процедура аттестации рабочих мест по условиям труда, претерпев ряд изменений по существу, переименована в специальную оценку условий труда.

Услуга ориентирована на всех работодателей: организации всех размеров, форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики, а также частных предпринимателей.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.


Читате также наши обзоры:


Необходимо ли проводить специальную оценку условий труда?

В силу статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 4 и части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на каждого работодателя. Поэтому рано или поздно каждая организация независимо от её размеров, отрасли, формы собственности и прочих обстоятельств приходит к специальной оценке условий труда (одни по собственной инициативе, желая полностью соответствовать требованиям законодательства об охране труда - привести в порядок льготы и компенсации работникам, улучшить условия труда, рационально спланировать медицинские осмотры работников и т. д., другие по предписанию, выданному в результате проверки Государственной инспекцией труда, а третьи, желая оптимизировать свои расходы на обязательное социальное страхование - рационально использовать на проведение специальной оценки условий труда часть своих страховых взносов в ФСС и впоследствии получить скидку к страховому тарифу, - подробнее обо всем этом читайте ниже).

Какие сложности могут возникнуть у Вашей организации, если отказаться от проведения специальной оценки условий труда?

С 1 января 2015 года:

За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 60 000 до 80 000 рублей (часть 2 ст. 5.27.1. КОАП РФ), а повторно - от 100 000 до 200 000 рублей и/или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей (часть 23 статьи 19.5. КОАП РФ).

ЗАДУМАЙТЕСЬ: ПРОВЕДЕНИЕ СОУТ ЭКОНОМИТ ВАШИ СРЕДСТВА!
ЭКОНОМИМ!
50 000 - 80 000 рублей
административный штраф за непроведение СОУТ, причем после проверки и уплаты штрафа
СОУТ нужно будет провести в стрессовом режиме в течение месяца
ЭКОНОМИМ!
20% от страховых взносов в ФСС РФ за прошлый год
по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, которыми можно компенсировать расходы на проведение СОУТ
ЭКОНОМИМ!
40% скидки к страховому тарифу
по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний
ЭКОНОМИМ!
до 100% экономии на дополнительных тарифах страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации
Подытожим для условной организации, имеющей 25 рабочих мест офисных работников со средней зарплатой в 40000 рублей в месяц, в расчете на 5 лет:
ТРАТИМ
15000 рублей
ВСЕГО ЭКОНОМИМ!
132 800 рублей

80 000 (штраф)
+ 4 800 (компенсация расходов на СОУТ из ФСС)
+ 9 600 (скидка к страховому тарифу 40%) в год
или 48 000 за 5 лет
Для организаций с более высокими страховыми тарифами по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (в нашем примере использован минимальный страховой тариф - 0,2%), с работниками, имеющими право на досрочный выход на пенсию, перевес в пользу экономии от проведения СОУТ будет ещё более значительным!

Зависимость дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР от результатов проведения специальной оценки условий труда

В силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, имеющих право на досрочный выход на пенсию применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

  • на 2014 год - 6%,
  • на 2015 год и последующие годы - 9%.

Но для плательщиков, проведших специальную оценку условий труда, в зависимости от установленного по её результатам класса условий труда на рабочих местах взамен указанных выше "жестких" дополнительных тарифов применяются дифференцированные гораздо более мягкие и дающие возможность экономии дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8%

Вредный

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый

2

0%

Оптимальный

1

Срок проведения первичной специальной оценки условий труда и периодичность повторных плановых и внеплановых оценок


Законом предусмотрено, что специальная оценка условий труда проводится:
  • в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и/или изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников,
  • в течение шести месяцев со дня получения работодателем предписания государственного инспектора труда, изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способного оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, появления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В отношение рабочих мест, для которых была составлена декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, при отсутствии за период действия декларации:
  • оснований для проведения на этих рабочих местах внеплановой специальной оценки условий труда,
  • несчастных случаев с работниками и профессиональных заболеваний,
  • выявления при проверке территориальным органом Роструда нарушений требований законодательства об охране труда
срок действия декларации продлевается на очередные 5 лет.

Статья 27 Федерального закона закрепляет важное переходное положение:

В случае, если до дня вступления в силу Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона (имеются в виду обстоятельства, являющиеся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда). При этом для целей, определенных статьей 7 Федерального закона (это все цели, для которых используются результаты специальной оценки условий труда, такие как разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций и многие другие - перечислены полностью чуть ниже), используются результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона порядком.

Однако, в силу Закона р
аботодатель вправе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, скажем в случае необходимости оптимизации льгот и компенсаций, установленных работникам по результатам АРМ. Учитывая отличие специальной оценки условий труда в сторону явного смягчения в этом вопросе для большинства рабочих мест, это станет актуальным и даст возможность сэкономить значительные средства для многих работодателей.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков.

На всех ли рабочих местах проводится специальная оценка условий труда?

1. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
2. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

3. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также рабочих мест, на которых условия труда по результатам измерений и ценок уровней вредных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми (класс 1 или 2) работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструда), по месту своего нахождения (ГИТ в субъекте федерации) декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В случае отсутствия за период действия декларации изменений в условиях труда, несчастных случаев и профзаболеваний у работников, выявления нарушений норм трудового права действие декларации продлевается на очередно пятилетний период, а плановая СОУТ на таких рабочих местах не проводится.

4. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Статья 27 Федерального закона закрепляет важное переходное положение:

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 12 - 14 и 24 части 3 статьи 13 Федерального закона, в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Специальная оценка условий труда не может проводиться:
1) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;
2) организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
3) организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
4) организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);
5) экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
6) экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.

 
Яндекс.Метрика
Поиск
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню