Не редко работодатели сталкиваются с задачей организовать полноценную деятельность по охране труда своего персонала «с нуля». Чаще всего такая необходимость возникает на этапе создания нового бизнеса. И это естественный и правильный ход вещей. Однако, бывает и так, что работодатель долгое время пренебрегает всеми своими обязанностями по охране труда или значительной частью их объема и принимает решение о постановке деятельности по охране труда, столкнувшись с нависшей угрозой проверки Государственной инспекции труда или несчастным случаем, за которым так же последует внеплановая проверка, либо осознав свои риски на примере кого-то из своих контрагентов или знакомых. Встречаются также и случаи когда после смены руководства, либо политики компании, либо ответственных за охрану труда лиц, либо после проверки или аудита, выявивших существенные недочёты в действующей в компании системе охраны труда, принимается решение «начать с чистого листа» и сделать всё в полном объеме и в соответствии с современными требованиями и правилами охраны труда.
Необходимо понимать, что в большинстве случаев риски прошедших периодов, когда обязанности по охране труда не исполнялись, так и останутся с работодателем до истечения соответствующих сроков исковой давности. Кто-то пытается утвердить разработанную документацию по охране труда «задними числами», но многие обязательные работы по охране труда оформить задним числом не получится – различные виды медосмотров, специальную оценку условий труда, закупку СИЗ, обучение и проверку знаний руководителей и специалистов в аккредитованных учебных учреждениях и многое другое.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем предпринимателям на откладывать постановку и систематическое ведение работ по охране труда, а начинать эту обязательную и важную деятельность одновременно с запуском бизнеса.
Как же на практике осуществляют организацию работы по охране труда «с нуля»? В первую очередь необходимо разработать документацию, которая станет основой всей дальнейшей деятельности. Верно разработанная документация чётко регламентирует все дальнейшие мероприятия и процедуры, определяет их периодичность, разграничивает функции и ответственность организаторов и участников, методики и алгоритмы их проведения. С такой основой для старта с охраной труда справится даже неопытный, но дисциплинированный и исполнительный специалист.
Среди документов, которые предстоит разработать, множество приказов, положений, инструкций, а также программы и планы обучения и инструктажа, различные списки, контингенты, перечни профессий и должностей, планы мероприятий и их финансирования и прочие.
Особое место как по количеству и объему, так и по значимости среди разрабатываемых документов занимают инструкции по охране труда. Для их полноценного составления не достаточно просто найти соответствующие типовые инструкции для соответствующих профессий и видов выполняемых работ, заменить шапку и вставить подписи. Необходимо провести адаптацию этих типовых инструкций к реальным условиям труда работников данной компании, учесть все опасные и вредные факторы, требования безопасности производителя из документации к производственному оборудованию и многое другое.
Венцом организации деятельности по охране труда является создание системы управления охраной труда. Разработка Положения о системе производится путём довольно глубокой переработки и локализации Типового положения, утверждённого Приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н.
На финальном этапе имеет смысл правильно оформить и подготовить к использованию журналы учёта и регистрации различных мероприятий в необходимом количестве. В первую очередь это журналы регистрации различных видов инструктажа по охране труда, несчастных случаев на производстве и многие другие.
Постановка охраны труда «с нуля» - весьма объемная и очень не простая задача, решение которой требует специальных знаний, опыта, а также значительных затрат времени и сил, поэтому считаем разумным её решение доверить профессионалам, таким как специалисты и эксперты ООО «НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ».