Уважаемые коллеги, коллектив ООО «НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ» начал готовиться к подтверждению своего соответствия новым Правилам аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - Правила), которое нам предстоит пройти до первого марта 2023 года в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации No2334 от 16 декабря 2021 года.
Согласно тексту этого документа новые Правила и утвержденные им также Требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда (далее - Требования) будут действовать на территории нашей страны с первого сентября 2022 года и до первого сентября 2028 года.
Каких же перемен можно ожидать на российском рынке услуг по обеспечению безопасности труда с началом действия этих нормативно-правовых актов?
Новые Правила аккредитации и установленные теперь критерии соответствия аккредитующихся затронули две большие группы участников рынка услуг в области охраны труда: это обучающие организации и операторы аутсорсинга охраны труда. Новшества, коснувшиеся первой из этих категорий, мы рассмотрим в одной из наших следующих публикаций в перекрёстном обзоре с новым также вступившим в силу с первого сентября 2022 года Порядком обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 No2464. А вот к новеллам для операторов аутсорсинга охраны труда (как наиболее интересными для нас, поскольку ООО «НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ» относится как раз к этому типу участников рынка) давайте обратимся прямо сейчас.
Сразу следует отметить, что существенного ужесточения государством требований к компаниям и бизнесменам не произошло, в связи с чем, мы не ожидаем какого-либо ощутимого отсева или отсечения даже мелких поставщиков и соответствующего снижения объемов предложения услуг на рынке. Сохранение своего места в Реестре допущенных к оказанию такого рода услуг лиц (далее - Реестр) потребует от многих лишь небольших добавочных усилий и издержек. Однако, и Правила, но особенно Требования к претендентам на вхождение в Реестр теперь ощутимо конкретизированы. Так теперь все соискатели должны располагать помещением для ведения деятельности, сайтом в Интернете, оформленной системой работы с документацией. Кроме того, у юридических лиц штатных специалистов с достаточным уровнем квалификации и опытом практического применения своих знаний в отрасли теперь должно быть не менее трёх (что не распространяется на частных бизнесменов, которые могут продолжать оказывать услуги аутсорсинга охраны труда, выступая единолично, как самостоятельные квалифицированные спецы).
Тех нынешних аккредитованных участников рынка услуг обеспечения безопасности труда, которые не продемонстрируют свою лояльность новым Требованиям, ждут неприятные последствия: через полгода их присутствие в Реестре будет приостановлено. А если они и ещё через полгода не решат эту проблему, то будут полностью исключены из Реестра.
Из чего мы делаем заключение, что в предстоящие полгода почти все участники рынка трудоохранных услуг будут активно подавать в Минтруд России заявления и прилагаемые к ним документы, подтверждающие их соответствие действующим теперь требованиям. Заявлений может оказаться 5-7 тысяч. Справится ли департамент условий и охраны труда Минтруда России с таким наплывом работы, остается вопросом. Сможет ли центральный аппарат Минтруда обеспечить рассмотрение всех заявлений в установленный пунктом 8 Правил аккредитации срок – 25 рабочих дней в условиях такого ажиотажа? А ведь для рассмотрения заявлений аккредитованных организаций и индивидуальных предпринимателей об изменениях сведений о них, содержащихся в Реестре, пунктом 14 новых Правил аккредитации отведён ещё более сжатый срок - 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления. Мы планируем в течение ближайших 2-3 месяцев на своём опыте получить ответы на эти пока открытые вопросы и будем держать наших уважаемых заказчиков и посетителей нашего сайта в курсе.