Такая постановка вопроса в большинстве случаев основывается на распространённом заблуждении, что охрана труда – это вспомогательная функция производства или строительства и к другим подразделениям (администрации, например) она отношения не имеет. При этом служба охраны труда воспринимается, как одна из вспомогательных узкофункциональных технических служб. Разумеется, при таком отношении службу или специалиста по охране труда (штатных или внешних) стремятся отправить на периферию – в подчинение начальнику цеха или участка. Спешим развеять это заблуждение!
Охрана труда представляет собой единую систему, охватывающую все подразделения и всех работников организации. В оформленном виде это становится системой управления охраной труда или СУОТ. Эта система состоит из:
- локальной нормативной базы организации, регулирующей вопросы безопасности труда,
- закрепления конкретных функций за работниками и подразделениями,
- установления порядка, алгоритмов, сроков выполнения различных мероприятий,
- формирования отношений и порядка взаимодействия между участниками этой работы,
- распределения ответственности в коллективе,
- порядка осуществления контроля.
Служба охраны труда всю эту работу организует, а необходимые для этого локальные нормы и правила разрабатывает. При этом она взаимодействует со всеми подразделениями организации, в том числе с руководством, техническими, кадровыми, финансовыми, юридическими, производственными, транспортными, складскими и прочими службами. И характер этого взаимодействия тоже сложный и разнообразный: здесь и консультации, обсуждения, согласования, и планирование и осуществление мероприятий, а также постоянная систематическая поддержка и сопровождение, периодический контроль за решением рутинных задач охраны труда.
Всё это требует, во-первых, соответствующего статуса службы охраны труда или специалиста по охране труда – они должны подчиняться непосредственно работодателю, так как действуют в его интересах, повышая долгосрочную стабильность и устойчивость бизнеса и снижая риски, защищая личную безопасность и свободу руководителя организации, при этом довольно часто вступая в противоречие с другими службами, руководителями и приоритетными для них интересами текущего момента.
Во-вторых, это требует единства службы охраны труда данного работодателя (в том числе и вертикальной интеграции в случае наличия в значимых обособленных подразделениях отдельных специалистов по охране труда), чтобы во всей компании соблюдалось единство подходов и решений, локальных норм, мероприятий, планов улучшения условий труда, снижения рисков и т.п.
В-третьих, служба охраны труда по своей функции, задачам и методам работы – это в гораздо большей степени часть администрации, управления, офиса, а не производства или строительства. И территориально службе охраны труда или специалисту по ОТ важно находиться в центре принятия решений, планирования, управления процессами, а не на периферии, где идёт однообразная рутинная работа по охране труда. Хотя и на производство или стройплощадку специалисту по охране труда иногда выезжать полезно для осуществления периодических контрольных мероприятий за тем, как местные ответственные лица с этой рутиной справляются.
По тем же причинам и постановку охраны труда (если она выбирается, как отдельная услуга) необходимо проводить централизованно – для всей организации целиком, чтобы формируемая система управления охраной труда была единой, охватывала все структурные подразделения, отношения между ними, включала все необходимые функции и мероприятия.