Медосмотры в 2021 году по новым правилам
Проведение медосмотров работников – это обязанность работодателя, закрепленная Статьями 212, 213 Трудового Кодекса РФ. Их задача – выявить возможное профзаболевание на начальной стадии, а также обнаружить медицинские противопоказания к выполнению определенных видов работ.
Ранее порядок проведения медосмотров был прописан в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 12.04.2011 года №302н. С 01.04.2021 года ему на смену пришел долгожданный Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н и ему в помощь – совместный Приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н, который утверждает перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры. Данный перечень, содержит только список факторов и работ и не указывает ни периодичность медосмотров, ни состав врачей-специалистов.
В приказе 29н, практически дублируются списки вредных факторов и работ, но уже с указанием периодичности медосмотров и необходимых врачей и обследований, а также в нём содержится список медицинских противопоказаний, при которых нельзя работать на вредных, опасных работах.
Не очень понятно, зачем было издавать два самостоятельных нормативных акта, а нельзя было, как раньше обойтись одним. Но будем работать с тем, что имеем.
Что изменилось?
1. Направлять на медосмотр теперь необходимо только работников с вредными или опасными условиям труда (то есть если по результатам СОУТ установлены класс 3.1 и выше), а также работников, выполняющих определённые работы, которые перечислены в VI разделе приложения к приказу № 29н. Но здесь есть одно исключение. Если на рабочем месте присутствуют химические факторы, обозначенные в приказе индексами А, Ф, Р, К, О, то работников, взаимодействующих с данными факторами необходимо направлять на медосмотр, независимо от результатов СОУТ.
2. Новые перечни факторов и видов работ ощутимо изменились. Их наименования приведены в соответствие с действующим законодательством и исключены излишние формулировки. По некоторым факторам и видам работ произошли более детальные разделения, а некоторые наоборот были объединены. Так произошло объединение п. 14 и п. 15 приложения 2 приказа №302н. Организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли теперь находятся в едином пункте «Работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами».
3. Для некоторых категорий работников изменилась периодичность прохождения медицинского осмотра. Например, для крановщиков и лифтеров было 1 раз в 2 года, стало ежегодно. Так что при подготовке к медосмотрам следует обратить внимание, не изменилась ли эта периодичность для ваших работников.
4. Появился новый фактор трудового процесса - нагрузка на голосовой аппарат. Теперь если работников, которые в процессе своей работы говорят более 20 часов в неделю (например, операторы колл центов, преподаватели) — их нужно направлять на медосмотр.
5. Торговым организациям и организациям общественного питания теперь нужно направлять на медосмотр только тех работников, которые контактируют с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (п. 23 приложения к приказу № 29н). В приказе 302н этот пункт был прописан неоднозначно и на основе судебной практики многие торговые организации, чтобы избежать возможных штрафов, направляли всех своих сотрудников на медосмотры, независимо категории товаров и взаимодействия работников с этими товарами. В новом приказе идет прямое указание именно на контакт работников с пищевыми продуктами.
Таким образом, если по характеру своей работы работник не контактирует с пищевыми продуктами и не выполняет других работ из VI приложения к приказу № 29н, по результатам СОУТ класс условий его труда 1 или 2, то направлять его на медосмотр не нужно.
6. А вот медицинским организациям теперь необходимо направлять на медосмотр всех своих работников (администрация, бухгалтерия, и т.д.), так как из приказа убрали уточнение про медицинский персонал.
7. Образовательным организациям теперь нужно направлять на медосмотр работников, только если деятельность организации связана с воспитанием и обучением детей (п. 25 приложения к приказу № 29н). Ранее медосмотр проходили сотрудники любых образовательных организаций, в том числе спортивных, творческих и досуговых детских секций.
Однако стало не совсем понятно как быть ВУЗам, если некоторым студентам еще не исполнилось 18 лет и по закону они еще являются детьми.
8. К сожалению, один из самых актуальных вопросов направлять ли офисных сотрудников на медосмотры или нет, так и остался без однозначного ответа.
Попробуем разобраться. Согласно п. 1 приказа № 29н на медосмотры направляются работники, если по результатам СОУТ на их рабочих местах установлен класс 3.1 и выше, или они выполняют работы из VI приложения к приказу № 29н. Указание на электромагнитное поле широкополосного спектра частот в приказе осталось, но при проведении СОУТ оно не измеряется, а при проведении производственного контроля по новому СанПиН 1.2.3685-21 нормирование электромагнитного поля в диапазоне 5 Гц – 400 кГц при работе на ПК исключено.
Кроме того, новый порядок основанием для проведения медосмотров указывает именно вредные или опасные условия труда, а не само наличие вредных факторов, что подтверждают в своих письмах Минтруд России и Минздрав России (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 марта 2021 г. № 15-2/ООГ-654, Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2021 г. № 28-4/3016355-2108).
Из выше изложенного следует, что если на рабочем месте офисного сотрудника по результатам СОУТ установлен класс условий труда 1 или 2, он не выполняет работы из VI приложения к приказу № 29н, при этом организация не является медицинской или не связана с воспитанием и обучением детей, то нет оснований направлять таких работников на медосмотр.
Хотя среди специалистов по охране труда встречается и диаметрально противоположное мнение. Будем надеяться, что Минтруд вскоре даст нам более четкое разъяснение по данному вопросу. Будем ждать.
В конечном счете, новый приказ о Порядке проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников №29н смог разъяснить некоторые вопросы, которые были не ясны из его предшественника приказа № 302н, но, далеко, не все. К сожалению, остались не до конца ясны многие нюансы и даже появились новые. Хотелось бы видеть более четкие и однозначные формулировки вредных факторов и видов работ. Те комментарии и разъяснения Минтруда и Минздрава, которые опубликованы на сегодняшний день, достаточно размыты и не дают какой-либо конкретики.
По своему опыту знаю, что многие работодатели стоят перед дилеммой – потратиться на медосмотры или рискнуть, попытаться сэкономить и отправить на медосмотр только часть сотрудников или вообще никого. Не стоит забывать что штраф, если работник не пройдет медосмотр, составит от 15 до 25 тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 110 до 130 тысяч рублей для организаций (часть 3 статьи 5.27.1. КоАП РФ). Некоторые работодатели, чтобы избежать этих штрафов, готовы направить на медосмотры всех своих сотрудников без разбора. Как же поступить правильно?
Перед тем, как направить своих сотрудников на медосмотр, рекомендую работодателям еще раз проверить результаты СОУТ, ОКВЭД своей организации и актуализировать списки работников для прохождения медосмотров согласно новому законодательству. Возможно, придется провести внеплановую СОУТ, если в штатном расписании произошли существенные изменения, появились новые виды работ или оборудование.
Актуализация документов - процедура кропотливая, требующая определенной компетенции в данном вопросе и отнимающая достаточно много времени. Специалисты нашей организации занимаются этими вопросами на профессиональном уровне, следят за изменениями в трудовом законодательстве и всегда будут рады вам в этом помочь при оказании услуг аутсорсинга охраны труда или постановки охраны труда в вашей компании.