Когда к нам обращаются за услугами аутсорсинга охраны труда или отдельно постановки охраны труда «с нуля», то помимо первоочередного интереса к стоимости самой услуги мы часто слышим вопрос: «А какие ещё услуги нам потребуются?» или «Какие ещё сопутствующие расходы нам предстоят?»
Отвечаем: почти всегда в ходе постановки охраны труда потребуется проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), оценки профрисков (ОПР), образовательных услуг аккредитованного учебного центра. Первые две услуги мы рассмотрим более подробно в ближайшее время в отдельной статье, а здесь относительно СОУТ и ОПР хотелось бы только отметить, что:
Они могут и не понадобиться совсем, если уже были проведены и на момент постановки охраны труда спецоценкой и оценкой рисков остаются охваченными все рабочие места работодателя. Наш специалист в ходе своей работы этот вопрос изучит и сделает соответствующее представление администрации нашего заказчика – на пример о наличии оснований и необходимости проведения внеплановой СОУТ или об отсутствии таковых.
Если известно, что СОУТ или ОПР не проводились, то мы имеем возможность посчитать заранее стоимость этих работ и предположить их примерные сроки. В зависимости от масштабов, структуры и штата, видов деятельности и применяемого оборудования, подготовить такой расчёт может быть более или менее сложно и трудоёмко. В большинстве случаев это потребует только штатного расписания организации, но в отдельных случаях могут понадобиться и довольно подробные сведения о применяемых машинах и механизмах (автотранспорте, строительной, дорожной и прочей технике), сменности и бригадной форме организации труда рабочих.
Что же касается главной на сегодня темы: образовательных услуг аккредитованного учебного центра, то здесь всё гораздо сложнее. Дело в том, что заранее и при этом достоверно предположить потребности незнакомой нам организации в обучении руководителей и специалистов по охране труда, пожарной и электробезопасности, ГОиЧС, оказанию первой помощи почти невозможно. К примеру, в нашем учебном центре имеются более сотни различных учебных программ. Из них только по охране труда почти два десятка (многие их них носят модульный или альтернативный характер). Какие из этих программ выбрать и для какого количества слушателей, будет зависеть от дальнейшего распределения функций, обязанностей и ответственности в коллективе, от состава формируемых комиссий (на пример, квалификационной – по проверке знаний требований ОТ или совместной комиссии по ОТ).
Опыт показывает, что если применять какие-то минимальные или средние величины, это «пальцем в небо» - мы почти всегда в этом случае оказываемся весьма далеки в своих прогнозах от реальных затрат, которые понесёт наш заказчик, чем рискуем разочаровать его и даже навлечь на себя его гнев в общем-то заслуженный. Поэтому мы категорически отказываемся от таких предположений и прогнозов расходов на обучение в учебном центре до начала постановки ОТ. Наш специалист на первом же этапе своей работы, когда вырисовываются контуры формируемой системы управления охраной труда в организации, старается определить, кого и по каким программам следует обучить в учебном центре. Далее он представляет этот проект руководству компании, которое, естественно, может выбрать любой аккредитованный учебный центр (в том числе и наш, если сочтёт это удобным, а наши условия конкурентными).