Допустим ли такой подход работодателя к организации проведения инструктажа по охране труда с точки зрения действующего законодательства?
Считаем, что полная передача функции по проведению вводного инструктажа по охране труда на аутсорсинг не противоречит требованиям действующего законодательства при соблюдении ряда необходимых условий. Во-первых, внешний специалист по охране труда должен быть достаточно квалифицирован, чтобы выступать в роли инструктирующего лица (в общем случае он должен соответствовать требованиям отраслевого профстандарта). Во-вторых, вменение внешнему специалисту по охране труда этой обязанности должно быть закреплено в гражданско-правовом договоре об оказании услуг по охране труда, а также в локальных нормативно-правовых актах работодателя (приказах и/или положениях по соответствующим темам). Такая ситуация полностью соответствует требованиям пункта 11 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 №2464 (далее - Правил).
А как же быть с инструктажём по охране труда на рабочем месте? Ведь и первичный и повторный инструктажи на рабочем месте должен проводить руководитель соответствующего подразделения. Действительно, это чётко закреплено в пункте 22 Правил и формулировка этого положения не допускает каких-то иных трактовок. Соответственно и регистрировать в надлежащем журнале проведённый инструктаж по охране труда на рабочем месте может только непосредственный руководитель инструктируемого.
Но тогда хотя бы весь вводный инструктаж по ОТ можно отдать на аутсорсинг? В теории можно, но для этого на практике нужно обеспечить соблюдение одного из следующих условий:
- прием в коллектив всех новых работников приурочивать к визитам внешнего специалиста по охране труда,
- принимать нового работника в штат, но допускать его к исполнению обязанностей только после встречи с внешним специалистом по охране труда в день его визита в организацию (такая отсрочка может в некоторых ситуация быть весьма длинной в зависимости от частоты посещения работодателя специалистом по ОТ),
- внедрить в организации систему дистанционного инструктажа (вариант решения задачи перспективный, технические средства для самого видеоинструктажа сегодня есть в распоряжении каждого работодателя, но вот как такой инструктаж зарегистрировать? нужно чтобы инструктирующий и инструктируемый были связаны системой электронного документооборота и имели квалифицированные электронные подписи? пока это доступно не всем),
- отправлять принимаемого работника на вводный инструктаж в организацию, оказывающую услуги аутсорсинга охраны труда (это тоже не всегда может быть удобно и достаточно оперативно, поскольку специалисты по охране труда имеют разъездной характер работы и их плотный рабочий график может быть расписан по минутам на несколько дней или даже недели вперёд).
Вывод: хотя закон это и допускает, мы настоятельно не рекомендуем своим заказчикам перекладывать непосредственное проведение вводного инструктажа по охране труда на внешнего специалиста, поскольку такой подход на практике несёт больше организационных издержек, чем выгод для работодателя.